Прикосновение к тайне

Прикосновение к тайне

Многие дайверы получают неизгладимые впечатления от так называемых "рэков" (от англ., "wreck" - "крушение"). Тайны затонувших кораблей будоражат даже самые "холодные" головы. В "кладезе знаний" сразу всплывают рассказы о пиратских сокровищах и колоритные сцены из романтических фильмов типа "Искатели приключений".

Но даже если вы не рассчитываете обнаружить клад, погружения на затонувшие корабли и прочие почившие в глубинах объекты необычайно интересны, ибо "рэки" - молчаливые свидетели истории: несчастий, катастроф, нелепых случайностей, человеческой глупости и курьезных (если бы не последствия) стечений обстоятельств. А еще "рэки" в тропических морях превращаются в искусственные рифы, обрастают кораллами и становятся домом для многих обитателей морских глубин. Добавьте сюда и простое любопытство, возможность увидеть то, что неподвластно взгляду обычного человека. (Но не для дайвера, пусть и любителя). Очень многие интересные места для погружений находятся на глубинах, которые доступны для безопасного дайвинга.

Среди наиболее популярных - "рэки" Красного моря (Египет). Их недаром называют настоящей "Меккой ныряльщиков". Обилие рифов, затрудняющих судоходство, непростая история региона обеспечили ныряльщиков достаточным количеством объектов "охоты".

Самое известное судно, покоящееся в Красном море, это, пожалуй, английский паром "Тистельгорм", который в 1941 году был атакован эскадрильей немецких бомбардировщиков "Хенкель 111". Корабль грузоподъемностью 5000 тонн, перевозивший военные грузы для Восьмой Британской армии, затонул, не успев совершить ни одного выстрела по врагу. Этот корабль обнаружила команда Жака Ива Кусто. Позже в своих очерках великий мэтр морей и океанов не раз восхищался величественной картиной. На вечном приколе осталось вооружение, которое перевозил "Тистельгорм": развороченные взрывом железнодорожные вагоны, паровоз, танкетки, тягачи, мотоциклы, грузовые автомобили, боеприпасы... Все это застыло в немом оцепенении, и лишь множество тропических рыб, поселившихся в его отсеках, нарушают покой. И, конечно, неутомимые дайверы...

Один из минусов этого "рэка" - его невероятная популярность. "Обхаживают" его почище египетских пирамид. Этот минус - следствие относительной легкодоступности судна для ныряльщиков. Его можно осмотреть как во время длительного морского сафари, так и с помощью однодневных вылазок. В сезон чуть ли не ежедневно к этому рифу отходят на катера из Хургады и Шарм-эль-Шейха.

Недалеко от Сафаги лежит другое известное судно - паром "Салем Экспресс", затонувший в 1991 году. Трагедия случилась, когда паром перевозил паломников. У египетских властей долго не проходила головная боль относительно имущества паломников, многие из которых, к слову, были достаточно обеспеченными людьми. Но и эта проблема уже ушла в прошлое. Для кого-то чужое горе - мать родная. Вот и потихоньку разграбили паром некоторые ретивые ныряльщики. Сейчас там ничего ценного уже нет, лишь разбитые телевизоры, да некоторые потерявшие привлекательность и ценность вещи.

Много известных подводных "рэков" Красного моря находятся возле рифа Шааф Абу Нухас в проливе Гобал. Местным патриархом считается английский пароход "Карнатик", который затонул еще в XIX веке. Находится корабль на глубине 24 метра. Когда-то на его борту находились монеты на сумму 40000 фунтов стерлингов - капитал по тем временам очень и очень значительный. Правда вскоре после крушения большая часть монет была возвращена английскими водолазами, которые совершили одну из первых операций по подъему объектов с затонувших кораблей. Куда исчезла оставшаяся сумма - неизвестно. Может быть, монеты до сих пор покоятся на "Карнатике" или близ него - на морском дне. Но пока никто эти деньги не нашел. Во всяком случае, об этом ничего не известно, а ведь обычно слухи об интересных находках в кругу дайверов разносятся со скоростью звука.

На том же рифе лежит грузовое греческое судно "Крисула К". Оно попало на риф в 1981 году. В результате удара нос корабля разрушился, а сам он затонул, опустившись на дно правым бортом. Другое судно - теплоход "Джаннис Д", затонувший в 1983 году, - также греческое. Оно налетело на риф и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно. Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность. Глубина "рэка" от 4 до 27 метров.

Впрочем, осторожность в дайвинге - вещь обязательная не только при знакомстве с "рэками". Красоты подводного мира, его фантастическая несхожесть с земным могут заворожить, очаровать дайвера, усыпить его бдительность. Потеряв голову в переносном смысле слова, можно легко потерять ее и в прямом.

Сайт создан в системе uCoz