Научные открытия России
Государственный реестр открытий СССР
 


Документы. Законы. Статьи.




Сохранить систему регистрации научных открытий

Поляк Э.А.
1991г.


Для занимающихся наукой большой интерес представляют материалы обсуждения на страницах журналов "Вестник АН СССР" и "Вопросы изобретательства" проблемы регистрации открытий. В статьях представителей Госкомизобретений [1, 2, 3] опасения по поводу возможной отмены всей системы регистрации научных открытий сочетаются со стремлением ограничить права авторов заявок. Это стремление проявилось в предложениях сократить срок, в течение которого научное положение может быть заявлено в качестве открытия, сделать обязательными его экспериментальное подтверждение, узаконить прямые контакты заявителя с организациями, выбранными Госкомизобретений для проведения экспертизы. Создается впечатление, что Госкомизобретений был бы не прочь регулярно получать заявки на открытия, но всегда иметь благовидный предлог для их отклонения. Подобная позиция в какой-то мере проясняет причину, по которой отделения АН СССР высказываются за ликвидацию системы регистрации открытий. Субъективные основания для этого есть, и об этом достаточно подробно пишет академик В.Л. Гинзбург на страницах журнала "Вестник АН СССР" [4]. Однако объективно, на мой взгляд, система регистрации научных открытий в стране необходима.

Действительно, если существует правовая норма Гражданского кодекса РСФСР, утверждающая неотъемлемое право граждан на совершение научного открытия [5], то должны существовать институты, позволяющие любому гражданину реализовать это право. У нас в стране эти институты реализуются через специализированную организацию Госкомизобретений. В Л. Гинзбург требует свернуть деятельность этой организации, ничего не предлагая взамен. Рекомендацию широко публиковать новые исследовательские данные у нас и за рубежом нельзя принять всерьез из-за известных всем сложностей [4, 6].

Поэтому предложение о ликвидации действующей системы регистрации научных открытий мне представляется неприемлемым. Ее надо совершенствовать, причем бережно, чтобы не навредить, как в части жесткости, так и демократичности. Если вдуматься, то достаточно жесткая система регистрации научных открытий исключает возможность феномена лысенковщины.
Здесь уместно отметить, что данная система обеспечена довольно хорошо продуманной документацией — Положением, Указаниями, Инструкцией. Наш пятилетний опыт переписки по заявке на открытие показывает, что Госкомизобретений не всегда следует установленным нормам. Подобные действия негативно сказываются на всей системе регистрации в большей степени, нежели отдельные изъяны в формулировках нормативной документации. Безусловно, эта документация должна совершенствоваться. В частности, заслуживают внимания предложения об уточнении и детализации понятия научного открытия [7], о создании при Госкомизобретений органа, наделенного высшими правомочиями в принятии решений о регистрации заявленных научных положений и оценке качества проводимой экспертизы [8]. Академик В.Л. Гинзбург о критериях, которыми, порою, руководствуются некоторые отделения АН СССР при решении вопроса о регистрации открытий, пишет так: "... если работа неплохая, а автор не вызывает отрицательных эмоций, то можно зарегистрировать, почему не доставить автору удовольствие" [4, с. 53]. Спрашивается, может ли автор сохранить способность "не вызывать отрицательных эмоций", пройдя горнила экспертизы на всех уровнях, пережив длительное замалчивание и деланное недопонимание? Многие авторы, работавшие над заявкой в одиночку, удостаивались признания лишь после своей кончины. Позорно, но это факт. Достаточно вспомнить Б.П. Белоусова, О.Я. Самойлова, С.И. Пекара. Вероятно орган, наделенный высшими правомочиями в регистрации научных открытий, должен действовать при Госкомитете СССР по науке и технике или Президиуме АН СССР и, что особенно важно, комплектоваться специалистами высшей квалификации, обязательно имеющими зарегистрированные научные открытия. Принципиальных противников регистрации в этом органе не должно быть.

Из двух возможных усовершенствований этой системы упомяну предложение о привлечении Госкомизобретений к организации оперативной публикации материалов заявок и их гласного обсуждения, а также к поддержке "данного научного направления путем целенаправленного финансирования из различных источников" [9]. Целесообразно, видимо, чтобы Госкомизобретений совместно с Академией наук СССР учредил некое англоязычное издание. Тогда рекомендация В.Л. Гинзбурга о публикации материалов на "международном языке науки" станет реальной для любого гражданина, зарегистрировавшего заявку на предполагаемое открытие.

Следует подчеркнуть, что и в своем нынешнем виде система регистрации открытий, ее нормативная документация вполне работоспособны. Не ухудшить бы их некоторыми новациями. Например, предлагается сократить срок, в течение которого научное положение может быть заявлено в качестве открытия, до 10 – 12 лет вместо 42 [1]. Такое сокращение плохо согласуется с необходимостью выявления коренных изменений, вносимых научным положением в уровень познания, и всего объема причинно-следственных связей, сопутствующих данному научному положению. Обратимся к хрестоматийному примеру научного открытия — периодическому закону Д.И. Менделеева. С 1869 г., когда было совершено открытие, до осознания научной общественностью коренного характера изменений, вносимых законом в уровень познания, прошло 15 – 17 лет, а причинно-следственные связи были раскрыты лишь через 43 года, после появления резерфордовской модели атома и классических исследований Г. Мозли, идентифицировавшего заряд ядра атома с порядковым номером элемента.

Неприемлемым представляется и предложение об обязательном экспериментальном подтверждении заявляемого научного положения. Доводы, опирающиеся на статистические данные о незначительности числа открытий, не требующих экспериментального подтверждения [3], юридически несостоятельны. Даже если бы подобных открытий было одно на сто, правовая норма, исключающая из рассмотрения это одно открытие, недопустима.

Нельзя не отметить пренебрежительности по отношению к авторам предполагаемых открытий в суждениях о том, что надо-де беречь время организаций, проводящих экспертизу, так как подавляющий процент заявок все равно отклоняется. Более важным представляется качество экспертизы. Опыт свидетельствует, что в заключениях случаются и прямые ошибки, и эмоции, вызванные чувством ревности к авторам красивых идей. Как вспоминал академик П.Л. Капица на страницах журнала "Химия и жизнь" Э. Резерфорд считал подавление этого чувства самым трудным для руководителя научного коллектива. Это для Резерфорда! А каково представителям научных учреждений, осуществляющим экспертизу заявки на открытие? Прямой контакт с ними для автора заявки, пожалуй, равнозначен визиту в клетку разъяренного тигра. Инструкция совершенно справедливо в п. 15 отводит Экспертному совету внутренне противоречивыми: с одной стороны, необходима компетентность, предполагающая пересечение научных интересов эксперта и автора, с другой, — надо учитывать юридическое требование Гражданско-процессуального кодекса РСФСР о непересечении интересов эксперта и автора.

Сомнительна попытка ранжирования значимости заявленных научных положений: закономерность (закон), явление, свойство [10]. Гносеологически эти понятия неразрывно связаны между собой, а нюансы в области правовой охраны открытий не должны в принципе создавать иерархию значимости заявленных научных положений. Логично совершенствовать правовую охрану открытий, а не фиксировать искусственно выстроенную иерархию.

Итак, я уверен: систему регистрации научных открытий в стране надо сохранить, не допуская ни непосредственного упразднения ее, ни внесения омертвляющих нововведений.


Журнал «Вестник РАН» 1991г., № 7, стр.67 – 70.


Об авторе
Поляк Эдуард Александрович – кандидат химических наук, научный сотрудник СвердНИИхиммаш.


Литература
1. Сапелкин В.В. Совершенствовать советское законодательство в области открытий // Вопросы изобретательства. 1989г., № 11.
1. Белов В.М., Тыминский В.Г. Вопросы совершенствования правовой охраны научных открытий // Вопросы изобретательства. 1989г., № 12.
3. Потоцкий В.В. Проблемы методики экспертизы заявок на открытия. // Вопросы изобретательства. 1990г., № 1.
4. Гинзбург В.Л. Еще раз о регистрации так называемых открытий // Вестник АН СССР. 1990г., № 10.
5. Гражданский кодекс РСФСР. Раздел 5.
6. Фролов Н.М., Потоцкий В.В. Правовой статус научных открытий // Вестник АН СССР. 1990г., № 6.
7. Добрынин О.В. О понятии научного открытия // Вопросы изобретательства. 1990г., № 1.
8. Леонов И.Ф., Матвеева Т.Н. Направления совершенствования правовой охраны научных открытий // Вопросы изобретательства. 1990г., № 2.
9. Месяц Г.А., Королев Ю.Д. Некоторые проблемы государственной регистрации открытий // Вопросы изобретательства, 1990г., № 5.
10. Павловский А.Н., Подымов Е.В. Иерархия научных открытий // Вопросы изобретательства. 1990г., № 6.



Главная
КОСМОС
ЗЕМЛЯ
ЧЕЛОВЕК, БИОЛОГИЯ
ФИЗИКА, РАДИОАКТИВНОСТЬ
ХИМИЯ, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
МЕХАНИКА, АВТОМАТИКА, ЭЛЕКТРОНИКА
МАТЕМАТИКА
Документы. Законы. Статьи.
Сайт создан в системе uCoz