Научные открытия России
Государственный реестр открытий СССР
 


Документы. Законы. Статьи.




Регистрация и правовая охрана открытий и изобретений

Максарев Ю. Е.
Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.
1977г.


Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются законом.
Конституция СССР, статья 47.


В 1973 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии изобретательского дела в стране, улучшении использования в народном хозяйстве открытий, изобретений и рационализаторских предложений и повышении их роли в ускорении научно-технического прогресса». ЦК КПСС и Совет Министров СССР выразили твердую уверенность в том, что работники науки добьются новых успехов в развитии изобретательства и тем самым обеспечат дальнейший рост технического уровня отечественной промышленности, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

С первых дней существования Советского государства партия и правительство уделяли большое внимание творческой инициативе масс — именно изобретателям отводилась особая роль в перевооружении народного хозяйства. Для советского изобретательского права первостепенное значение имел декрет «Положение об изобретениях», подписанный в 1919 г.

В подавляющем большинстве стран результаты творческой интеллектуальной деятельности охраняются либо авторским, либо изобретательским патентным правом. При этом научная работа и ее результаты охраняются так же, как произведения литературы и искусства, то есть независимо от назначения работы и достоверности ее. Поскольку авторское право не предусматривает специальной формы проверки (экспертизы) сути опубликованных работ и достоверность результатов исследований длительное время остается под сомнением, то, по существу, отсутствует важное звено в цепи объектов защиты интеллектуальной деятельности человека — защита результатов достоверных (проверенных) фундаментальных научных достижений. Поэтому в 20-е годы за рубежом появляются предложения о разработке законодательства по правовой охране открытий. Однако на Западе попытки ввести правовую охрану научных открытий не увенчались успехом. Одной из основных причин неудачи был консервативный подход к новому объекту правового регулирования, стремление адаптировать для охраны научных открытий существующее авторское право.

В 1947 г. впервые в мире в нашей стране было введено законодательное регулирование правоотношений по научным открытиям. Его основы заложило постановление Совета Министров СССР «Об образовании при Совете Министров СССР Комитета по изобретениям и открытиям». Именно в этом постановлении впервые была предусмотрена правовая охрана открытий.
В феврале 1956 г. Совет Министров СССР принял постановление, которым утверждено Положение о Комитете по делам изобретений и открытий при СМ СССР. В этом же постановлении был определен вид охранного документа — диплом на открытие. В мае 1956 г. Комитет по делам изобретений и открытий утвердил нормативный акт о порядке рассмотрения заявок на открытия. Право на открытие закреплено в Основах Гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

За годы, последовавшие за первыми нормативными актами в области охраны открытий, в Комитет поступило более 11 тысяч заявок, однако только около десятой части было принято к рассмотрению, а собственно открытиями признана лишь сотая часть поступивших заявок.
Как же определить, сделано открытие или нет? Кто и на основе каких документов может дать квалифицированное заключение?
В 1949 г. была разработана инструкция о порядке приема и регистрации заявок на открытия, но однозначного определения понятия открытия инструкция не давала. Специальная комиссия при Комитете научно-технической терминологии АН СССР, в состав которой вошли видные ученые в области естественно-технических наук, а также специалисты по изобретательскому праву, сформулировала это определение.

Предложенная формулировка послужила основой четкого определения понятия открытия, которое дано в «Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях», утвержденном Советом Министров СССР в 1973 г. В этом документе указано, что открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Новое Положение значительно повысило требования к понятию научного открытия, а следовательно, и к уровню результатов фундаментальных исследований, претендующих на это звание.
Совершенно ясно, что научные открытия не рождаются на пустом месте, весь арсенал предшествующих познаний в той или иной области науки используется ученым в его работе. Но сам по себе научный факт, даже чрезвычайно важный для дальнейшей практики, но может быть признан открытием, если он не устанавливает неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Суть научных открытий заключается в установлении законов, явлений и свойств материального мира, а не в констатации самого факта существования какого-либо объекта или феномена. Так, наблюдение молнии или северного сияния как явлений природы не есть научное открытие; объяснение этих фактов, указание на условия, в которых они проявляются,— научные открытия.
Теоретическое обоснование и эксперимент неразрывно связаны друг с другом. Определение условий проведения эксперимента неизбежно следует из предварительного теоретического обоснования. Воспроизведение того или иного явления в определенных условиях позволяет доказать факт его существования, изучить его свойства, познать сущность. Но не всегда возможности экспериментатора успевают за научной мыслью. Именно поэтому Комитет по делам изобретений и открытий рассматривает не только экспериментальные доказательства, но и теоретические предпосылки.

Слово «открытие» часто используется для информации о свершившемся факте. Говорят: «Открыты новые залежи руд», «Сделано открытие нового архипелага» и т. п. Поэтому на открытия географические, археологические, палеонтологические, на открытия месторождений полезных ископаемых и на открытия в области общественных наук Положение не распространяется.
Следует четко разграничивать понятия «открытие» и «изобретение». Изобретения — это прежде всего средства, с помощью которых реализуются известные явления, закономерности и свойства, это конкретные технические решения: новые устройства, способы, вещества. Установление факта существования электромагнитных волн — открытие; технические средства, позволяющие создавать или принимать эти волны, могут быть признаны изобретениями.

«Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» применительно к открытиям имеет своей целью:
— признание выявления закономерностей, свойств и явлений материального мира открытием;
— установление государственного и авторского приоритета, имеющего важное значение не только для авторов открытий, но и для престижа советского государства, для истории науки и техники;
— удостоверение авторства на открытие — моральное и материальное стимулирование авторов открытий, содействие в решении научных проблем и повышении эффективности труда ученых;
— государственный учет и информацию народного хозяйства о достоверных научных открытиях для их всестороннего использования в науке и технике, создания на их основе изобретений, которые могут быть запатентованы и на которые могут быть проданы лицензии за рубежом.

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий ввел в действие с 1 января 1974 г. Указания по составлению заявки на открытие. Этими указаниями, составленными на основе «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях», определяются регламент подачи заявки на открытие и правила ее составления. Новым Положением, в отличие от ранее действовавшего, введена категория так называемых служебных открытий, то есть открытий, сделанных в связи с выполнением исследователями служебных заданий. Заявка на служебное открытие направляется в Госкомитет после обсуждения в научно-исследовательской организации. Несомненно, такой порядок позволяет улучшить качество подготовки заявок и создает реальные условия для объективной оценки творческой деятельности научных организаций.

Заявка на открытие подается в Госкомитет автором (соавтором) открытия, его наследниками или организацией, которой это поручено автором, или, в случае служебного открытия, учреждением, организацией или предприятием, где оно было сделано.
Если соответствующее учреждение или предприятие не подали своевременно заявку, автор имеет право сделать это самостоятельно, но при этом он должен указать, что открытие сделано в связи с выполнением служебного задания и что предприятие (организация или учреждение) не оформило заявку в установленный срок.
Материалы заявки должны содержать заявление с просьбой выдать диплом на открытие; описание предполагаемого открытия с его формулой, составленной по определенным правилам; материалы, иллюстрирующие открытие, если они необходимы; документы, подтверждающие приоритет открытия, если его сущность была известна до подачи заявки; заключения специализированных организаций о достоверности и значимости заявляемого открытия, если оно сделано в связи с выполнением служебного задания.

Приоритет открытия устанавливается по дате опубликования в печати сформулированного и доказанного положения, заявляемого в качестве открытия, либо по дате доведения его иным путем до сведения третьих лиц.
В тех случаях, когда в материалах заявки не содержится документа, подтверждающего дату приоритета, он устанавливается по дате поступления заявки в Госкомитет.
Важнейший документ заявки — описание открытия, так как именно в нем автор излагает существо предполагаемого открытия, приводит доказательства, подтверждающие новизну и достоверность заявляемых положений, указывает проблемы, которые могут быть решены на основе данного открытия. В описании даются рекомендации о путях возможного научного и практического использования открытия, оценивается ожидаемый или уже полученный экономический эффект. В заключительной части описания приводится формула открытия, которая четко и исчерпывающе выражает его сущность.

Указания по составлению заявки содержат примеры формул открытий, уже внесенных в Государственный реестр открытий СССР.
Введение служебных открытий возлагает ответственность за выявление и оформление их не только на отдельных ученых, но и на предприятия, организации и учреждения.
Ряд уточнений и изменений внесло Положение в порядок рассмотрения заявок и экспертизы научных открытий. Так, предварительная экспертиза проводится в срок до трех месяцев, что позволяет Госкомитету глубже прорабатывать заявочные материалы на стадии предварительного рассмотрения.
Положением установлен также определенный порядок признания открытия, согласно которому положительное решение Госкомитета о возможности регистрации открытия принимается по согласованию с Академией наук СССР.
В зависимости от содержания предполагаемого открытия Госкомитет направляет принятую к рассмотрению заявку на заключение в соответствующие научные учреждения Академии наук СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии, университеты, ведущие научно-исследовательские учреждения, учебные заведения министерств и ведомств.

Порядок проведения научной экспертизы заявок на открытия и составление по ним заключений регулируется инструкцией, учрежденной Комитетом по делам изобретений и открытий и Академией наук СССР и введенной в действие с 1 июля 1974 г. Согласно этой инструкции, руководитель научного учреждения, получив из Госкомитета заявку на открытие, назначает из числа ведущих ученых соответствующих отраслей науки и техники экспертов для проведения научной экспертизы. Если данные заявки недостаточны или изложение материалов неясно, научное учреждение, проводящее экспертизу, может через Госкомитет запрашивать у заявителей разъяснения. В спорных случаях научное учреждение может через Госкомитет пригласить авторов предполагаемого открытия для участия в рассмотрении материалов заявки. Вопрос о целесообразности участия автора решает Госкомитет.

Составленное и подписанное всеми экспертами заключение утверждается руководителем учреждения, затем оно направляется в Госкомитет.
Проведение учреждением научной экспертизы заявок на открытия и составление по ним экспертных заключений считается научно-исследовательской работой, выполнение которой отражается в годовом отчете учреждения. Работа эксперта учитывается в общем бюджете его рабочего времени.
Госкомитет, получив положительные заключения, как правило, двух учреждений (в необходимых случаях с выписками из протоколов заседаний ученых советов) оформляет все материалы и направляет их в соответствующее бюро отделения Академии наук СССР и патентный отдел Президиума АН СССР.
Бюро отделения совместно с представителем отдела открытий Госкомитета и патентного отдела Президиума АН СССР в месячный срок рассматривают материалы заявки и экспертных заключений. Патентный отдел Президиума АН СССР контролирует соблюдение сроков рассмотрения.

Если научное открытие подтверждается, бюро отделения направляет материалы заявки вместе с постановлением в патентный отдел Президиума АН СССР, который готовит заключение Президиума АН СССР. После этого все материалы возвращают в Госкомитет.
Если бюро отделения не утверждает заключения научных учреждений, материалы заявки с приложением постановления бюро направляются непосредственно в Госкомитет (патентный отдел Президиума АН СССР об этом уведомляется). Постановление бюро отделения должно содержать научную аргументацию отказа.
Переписку с заявителем ведет Госкомитет. Мотивированные возражения заявителей против отказа в признании открытия рассматриваются в Госкомитете и при необходимости направляются тем же научным учреждениям, которые уже проводили научную экспертизу.
Если экспертиза подтверждает факт открытия, то бюро отделений АН СССР повторно рассматривает материалы заявки.
Сроки рассмотрения заявок на открытия на всех стадиях и сроки подачи возражений заявителями предусмотрены «Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях». При наличии уважительных причин все сроки, установленные для заявителей, могут быть продлены Госкомитетом.
После признания заявленной закономерности, свойства или явления материального мира открытием Госкомитет утверждает по согласованию с авторами формулу открытия, устанавливает дату приоритета и, приняв решение, регистрирует открытие в Государственном реестре.
Информация о зарегистрированном открытии и его формула публикуется в официальном бюллетене Государственного комитета СМ СССР по делам изобретений и открытий, описание открытия публикуется в соответствующих академических журналах.
Учитывая государственные интересы, Госкомитет может отложить публикацию, а о зарегистрированных открытиях информировать заинтересованные министерства и ведомства.
Если в течение года со дня публикации о зарегистрированном открытии или со дня его внесения в Государственный реестр регистрация не будет оспорена, Госкомитет выдает автору диплом на открытие и выплачивает вознаграждение.
На открытия, которые сделаны в связи с выполнением служебного задания, то есть относятся к категории служебных, кроме диплома на имя авторов, выдается свидетельство организации, где эти открытия сделаны.

Регистрация открытия и диплом могут быть оспорены в любое время и признаны недействительными полностью или частично в двух случаях: ввиду нарушений требований, установленных Положением, или ввиду неправильного указания автора или состава авторов. После того, как Госкомитет принял решение о признании заявленного положения открытием,
споры об авторстве (соавторстве) могут быть возбуждены в суде. На основании вступившего в законную силу решения суда по спору об авторстве на открытие Госкомитет делает соответствующие исправления в Государственном реестре открытий. Решения Госкомитета об аннулировании или исправлении записи в Государственном реестре и аннулировании диплома па открытие публикуются в официальном бюллетене.

После выдачи диплома на открытие Госкомитет выплачивает автору вознаграждение до 5000 руб.
Об открытиях, на которые выданы дипломы, и о выплаченном вознаграждении производится запись в трудовой книжке.
Автор открытия имеет право на присвоение открытию его имени или специального названия, которое указывается в дипломе на открытие.
Установленный порядок рассмотрения заявок на открытия действует уже несколько лет и в значительной степени способствует максимальному сокращению сроков практической реализации ценных научных идей. Своевременное и объективное выявление научных открытий готовит почву для появления важнейших изобретений, оказывающих большое влияние на развитие народного хозяйства, технический прогресс.

В последние годы интерес к принятой в СССР системе охраны научных открытий проявляют некоторые зарубежные страны. В 1973—1974 гг. Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) — специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами авторского и патентного права, — провело обзор национальной практики правового регулирования научных открытий в нескольких десятках стран. При обсуждении результатов обзора особое внимание привлекла практика регистрации научных открытий в СССР, Чехословакии и Болгарии. Положения, содержащиеся в нормативных актах этих стран, были использованы при подготовке проекта создания централизованной системы международной регистрации научных открытий.

Реализация такого проекта преследует две основные цели: установление и международное признание принадлежности ученому тех результатов его творческой деятельности, которые по своему уровню могут быть отнесены к категории научных открытий; централизованная оперативная информация о научных достижениях в различных отраслях науки, что могло бы послужить основой для творчества изобретателей.
В течение 1974 – 1976 гг. эксперты разных стран под эгидой ВОИС разработали определение научного открытия и проект международного соглашения о регистрации открытий. Основной механизм системы международной регистрации научных открытий будет заключаться в подаче заявок на регистрацию в Международное бюро ВОИС (с письмом-рекомендацией компетентного научного учреждения) и в последующей публикации материалов заявки в бюллетене Международного бюро. Система заимствует некоторые основные моменты из действующего в СССР «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» (1973 г.). Предполагается, что проект соглашения будет рассматриваться на международной конференции в 1978 г.

Журнал «Вестник РАН» 1977г., № 11, стр.69–74.


Об авторе.
Максарёв Юрий Евгеньевич (1903 - 1982гг.).
Государственный деятель, организатор промышленности и науки.
Родился в семье военнослужащего.
Участник Гражданской войны (1920 - 1922гг.).
1922 - 1924 — кочегар на корабле.
1924 - 1930 — учеба в Ленинградском технологическом институте.
1930 - 1938 — мастер, механик цеха, заместитель главного инженера завода "Красный путиловец".
1938 - 1946 — директор машиностроительных заводов (Харьков, с 1942г. Нижний Тагил), выпускавших танк Т-34.
1946 — 1-й заместитель министра, с 1950 министр транспортного машиностроения СССР.
1955 — заместитель председателя, с 1957 председатель Государственного научно-технического комитета Совета Министров СССР.
1961 — председатель Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР (в 1974г. переименован в Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий).
Герой Социалистического Труда, также награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова, орденом Кутузова.



Главная
КОСМОС
ЗЕМЛЯ
ЧЕЛОВЕК, БИОЛОГИЯ
ФИЗИКА, РАДИОАКТИВНОСТЬ
ХИМИЯ, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
МЕХАНИКА, АВТОМАТИКА, ЭЛЕКТРОНИКА
МАТЕМАТИКА
Документы. Законы. Статьи.
Сайт создан в системе uCoz