| |||
МЕХАНИКА, АВТОМАТИКА, ЭЛЕКТРОНИКА Научные открытия в области аэрогидродинамики и вибрации. Научное открытие "Явление вторичного вихреобразования". Формула открытия: "Экспериментально установлено неизвестное ранее явление вторичного вихреобразования - свертывание пространственных свободных вихревых шнуров, обусловленное их взаимодействием в зонах максимального сближения и заключающееся в том, что участки полупетель вихревых шнуров, деформируясь, свертываются в совокупность коаксиальных совмещенных спиралевидных витков, образуя два результирующих продольных жгута противоположной циркуляции, ядра которых связаны по всей длине семействами вихревых перемычек". Авторы: А. В. Ларин, В. И. Маврицкий. Номер и дата приоритета: № 99 от 21 декабря 1964 г. Описание открытия. Кандидат технических наук А. В. Ларин и старший инженер В. И. Маврицкий (Центральный аэрогидродинамический институт имени Н. Е. Жуковского) открыли ранее неизвестное явление в области аэрогидродинамики вторичного вихреобразования при косом обтекании несущего винта. Сущность явления вторичного, вихреобразования состоит в неизвестной ранее форме сворачивания систем дискретных, циклоидальной формы в плане, вихревых шнуров, покрывающих поверхность вихревой колонны за винтом, в два результирующих жгута с обратной и разной суммарной циркуляцией. Последняя соответствует числу объединенных в ядре первичных шнуров, сошедших с концов лопастей винта. В аэрогидродинамике определение подъемной и других сил, действующих на несущую систему летательного аппарата, невозможно без знания геометрии структуры его вихревого следа. Традиционно считалось, что вихревой след - поток отбрасываемого винтом вертолета воздуха - представляет собой как бы скошенную колонну, покрытую спиральными вихрями. Исходя из этого строились теории и методы расчета несущих винтов и конструировались летательные аппараты. Авторы открытия изучали вихревой след несущего винта, моделируя горизонтальный полет вертолета в воде в гидробассейне ЦАГИ. Была создана специальная установка с моделями шарнирных винтов и стерео-фото-кинооборудованием для съемок структуры вихревого следа. Исследования показали, что вихревой след совсем не похож на скошенную колонну, а представляет собой два мощных вихревых жгута ранее неизвестной структуры, связанных сравнительно слабыми вихревыми перемычками. Открытие закладывает основу нового, самостоятельного направления в развитии аэрогидродинамики несущих систем. Оно позволит создавать более совершенные винтокрылые летательные аппараты. "Впервые мысль о возможности существования мощных продольных вихрей в следе за несущим винтом, - рассказывает один из авторов открытия А. В. Ларин, - была высказана генеральным конструктором вертолетов М. Л. Милем еще в 1947 г. Его поддержка и советы очень помогли нам в работе. Сейчас, когда она закончена, можно говорить о научном и практическом значении открытия. Это прежде всего основа нового, самостоятельного направления в развитии аэродинамики несущих систем и создания более совершенных схем винтокрылых аппаратов. Надо отметить, что скорости на поверхности продольных вихрей за вертолетом в 2-3 раза превышают скорости на поверхности смерчей. Зная силу этих вихрей, диспетчерские службы аэродромов смогут точнее рассчитывать зоны безопасности полетов". Надо полагать, что открытие А. В. Ларина и В. И. Маврицкого поможет объяснить и некоторые загадочные явления природы, например образование на море из одного смерча двух рядом расположенных вихревых смерчей. На основании открытия его авторами сделан ряд важных изобретений. В их числе винт с автоматической системой, использующей энергию вихрей, которая значительно повышает его КПД, вертолет для авиахимических работ, позволяющий увеличить производительность труда на них в 2-3 раза и снизить стоимость затрат в 3 раза, и др. Главная КОСМОС ЗЕМЛЯ ЧЕЛОВЕК, БИОЛОГИЯ ФИЗИКА, РАДИОАКТИВНОСТЬ ХИМИЯ, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ МЕХАНИКА, АВТОМАТИКА, ЭЛЕКТРОНИКА МИРОЗДАНИЕ |